Обобщение опыта

«Педагогом  XXI века является не тот,
кто хорошо  учит, а тот, у кого учатся»
Л.А.Лиферов

Видео YouTube

 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

за межаттестационный период с 2010 по 2015 г.г.

Общество предъявляет постоянно возрастающие требования к совершенствованию образования, обучения в современной школе. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования в соответствии с ФГОС ООО является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.  Речь идет об овладении обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений, то есть  современный школьник должен владеть набором ключевых компетентностей, позволяющим ему соответствовать требованиям инновационного развития экономики,  современным потребностям общества. Следовательно, особое внимание необходимо уделить изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества,  обеспечить максимальную насыщенность урочных и внеурочных занятий разными видами проблемной познавательной деятельности, использование развивающего и проблемного обучения.

Реализация требований ФГОС  к результату обучения потребовало изменение  приоритетов педагогической деятельности: развитие личности учащихся  через познавательные, регулятивные и коммуникативные действия. Противоречие между требованиями ФГОС и недостаточным  уровнем развития познавательных и коммуникативных умений позволило сформулировать стратегическую цель моей педагогической деятельности: создать  условия для эффективного развития  познавательных и коммуникативных умений в процессе изучения МХК и искусства. Объектом исследования стал  школьный курс МХК и искусства а предметом исследования – созданные условия для развития познавательных умений обучающихся.

За основу была принята рабочая гипотеза – если внедрить в учебный процесс на уроках МХК и искусства современные педагогические технологии, групповые формы работы, то повысится уровень развития познавательных умений у обучающихся, активизируется исследовательская деятельность, повысится мотивация к предмету. Исходя из цели и гипотезы исследования, были  определены следующие задачи:

- освоить и внедрить в учебный процесс современные педагогические технологии, позволяющие эффективно работать с информацией;

- разработать комплекс дидактических материалов для создания ситуации успеха при изучении мировой художественной культуры и искусства;

- провести мониторинг уровня развития познавательных умений;

- определить эффективность используемых педагогических технологий и приемов учебной деятельности.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

- теоретические – теоретический анализ педагогической и методической литературы с целью отбора педагогических технологий, техник, методических приемов;

- эмпирические – наблюдение за ходом процесса обучения, изучение опыта работы учителей гимназии, образовательных учреждений города Екатеринбурга и Свердловской области, использование личного опыта автора по данной тематике.

В межаттестационный период автор настоящей работы анализировала:

- проблемы, связанные с необходимостью реализации инновационных технологий в обучении искусству и МХК, динамику изменений учебных достижений обучающихся, изменений их познавательных потребностей;

- прогнозировала тенденции изменения учебных достижений обучающихся;

- планировала и организовывала формы учебной деятельности, направленные на развитие познавательных умений у обучающихся;

- руководила исследовательской деятельностью обучающихся;

- разрабатывала критерии мониторинга по отслеживанию уровня развития познавательных и коммуникативных умений;

-проводила диагностику уровня развития познавательных и коммуникативных умений;

-обеспечивала психологический комфорт при проведении учебных занятий.

Цель настоящей работы: определить эффективность созданных условий для развития познавательных умений.

Задачи:

- рассмотреть критериальную базу оценки уровня развития познавательных умений;

- разработать контрольно-измерительные материалы для диагностики;

- создать банк дидактических материалов;

- соотнести полученные результаты с целью на межаттестационный период;

- выявить проблемы и противоречия современного периода и сделать прогноз направлений деятельности на следующий межаттестационный период.

ГЛАВА 1.  АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

1.1. Педагогические технологии, методические приемы развития познавательных умений.

МХК – предмет, значительную часть которого составляет информационный блок. Формы работы с информацией могут быть различны. Можно выделить два основных подхода: информационно-познавательный и образно-эмоциональный. Оба подхода дополняют друг друга и одинаково важны. 

Формированию и развитию познавательных умений, а также творческой самореализации учащихся способствует использование на уроках искусства и МХК инновационных образовательных технологий. В своей педагогической деятельности я использую следующие технологии:

– технология коллективного способа обучения КСО,

– технология смыслового чтения,

– информационно-коммуникационные технологии.

1.1.1.  Пути реализации познавательных умений средствами технологии коллективного способа обучения.

Данная технология разработана Ривиным Александром Григорьевичем (1877–1944) и Дьяченко Виталием Кузьмичем. Ключевые термины данной технологии имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения», «работа учащихся в парах сменного состава» и др.

По В.К.Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Технология КСО развивает идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.

Целевые ориентации:

· усвоение ЗУН;

· развитие коммуникативных качеств личности и самостоятельности.

Для данной технологии характерны следующие концептуальные положения:

· ориентация на высшие конечные результаты, или завершенности; в результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

· педагогизация деятельности каждого участника, требующей непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение;

· сотрудничество и взаимопомощь между учениками, поскольку повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

· обучение по способностям учащегося на основе разнообразия тем и заданий (разделения труда), при этом, когда каждый работает в индивидуальном темпе отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

· разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса, что влияет на формирование адекватной самооценки личности. Своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Парная работа используется, как правило, в трех видах.

Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» – «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения. Пример такой работы из урока МХК в 11 классе по теме «Импрессионизм: поиск ускользающей красоты».

Учащиеся в парах получают вопросник для работы с двумя блоками нового материала: «Импрессионизм в живописи» и «Импрессионизм в музыке». Оба они состоят из двух частей: теоретической (входят вопросы для изучения нового материала) и практической (2 задания: базовое и дополнительное задание повышенной сложности). Каждый ученик прорабатывает свой блок, находя ответы в тексте учебника, выполняет задания, сверяется с эталоном. Затем учащиеся в парах по очереди объясняют друг другу новый материал, задают уточняющие вопросы, выполняют задания из карточки напарника. Проверяют правильность выполнения задания своим партнёром.

Динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. С опорой на этот вариант выполнялось, к примеру, задание по картине Ф.Бруни «Медный змий» в уроке МХК «Скрижали Моисея» в 6 класе. Обучающиеся получили текст – описание картины, разбитое на 4 части (каждый свою часть) и вопросы.

Каждый обучающийся, прочитав свой кусок текста, находит в нём существующие ответы. Затем пересказывает текст товарищу, выслушивает пересказ его кусочка. Пара обсуждает записанные ответы, дополняет и корректирует их. Затем каждый переходит к следующему собеседнику. После трёх встреч обучающийся корректирует ответы на вопросы и сверяется с эталоном у учителя.

ТЕКСТ:

Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. На следующий год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и получила неоднозначную оценку современников.

Полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Здесь нет главного героя — передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой».

Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Тонко сближенная гамма холодно-голубых, тускло-зеленых, серо-коричневых тонов придает единство метущимся фигурам.

Библейский сюжет не получил у художника однозначного толкования. В изображении страдания народа можно видеть одновременно и осуждение жестокости библейского бога и неприятие народного бунта. Можно понять, что сам художник видел выход только в покорности Божественной воле.

ЭТАЛОН

Эталон ответов на вопросы по картине Ф.Бруни «Медный змий»

1.      История создания картины.
Создавалась 15 лет в Италии. Впервые показана в 1841 г., 1842 году выставлена в Санкт-Петербурге

2.      Особенность картины.
Самая большая в русской исторической живописи (48 кв.м).

3.      Что лежит в основе сюжета картины?
Библейская история о том, как Господь наслал на людей кару – дождь из ядовитых змей, и приказал Моисею выставить знамя медного змея. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.

4.      Какова главная идея картины? – Страх и отчаяние людей.

5.      Какими выразительными средствами художник доносит идею?
Хмурое небо, рваные тучи, падающие змеи, громады скал, безжизненная почва, скользящий свет, холодные, тусклые тона, павшие ниц и застывшие в покорности люди.

6.      В чём заключается интерпретация художником библейского сюжета?
Неоднозначное толкование сюжета: осуждение жестокости бога и неприятие народного бунта.

     Вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

    Пример задания с урока МХК в 6 классе по теме «Благая весть». Каждый ученик получает текст с описанием одного из произведений живописи, знакомится с ним, выделяет и записывает ключевые признаки, автора и название. Самостоятельно находит описанное произведение на слайде, результат фиксирует в ведомости учителя. Затем учащиеся обмениваются с товарищами полученными знаниями и проверяют правильность определения произведения на слайде. Общий итоговый контроль усвоения информации – определение по 8 фрагментам произведений их название и автора.

 

 

 

 





Уроки, построенные в соответствии с технологией КСО, позволяют мне заменить урок объяснения нового материала  уроком «открытия знаний», что поднимает эффективность работы и способствует повышению качества знаний (приложение 1).

Технология КСО хороша тем, что позволяет совместно использовать и другие инновационные технологии. Опыт преподавания МХК и искусства в среднем звене показывает, что подобное сочетание дает эффективный результат, как с точки зрения обучения, так и в воспитании и развитии школьников.

1.1.2.  Пути реализации познавательных умений обучающихся  средствами технологии смыслового чтения

Развитие умений текстовой деятельности, формирование умений и навыков чтения и письма в основной и старшей школе, по мнению Сметанниковой Натальи Николаевны, президента Русской Ассоциации Чтения и Московского отделения Международной Ассоциации Чтения (IRA), руководителя текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность»,  является актуальной проблемой  сегодняшнего образования.  Оно нацелено на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.

Технология смыслового чтения предполагает использование способов приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных результатов обучения. В основе технологии лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.

Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также создания мотивации к чтению.

Стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса».

Целью стратегий текстовой деятельности является управление процессом чтения. Оно часто осуществляется с помощью информационных закрытых вопросов: «кто?», «что?», «где?», «когда?», «каким образом?», «сколько?», «как?», которые требуют точного ответа из текста. 

Текстовая составляющая предполагает выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного.

Например, при изучении темы «Скульптура Тропической и Южной Африки» на уроке МХК в 7 классе логично использовать предтекстовые, текстовые, послетекстовые стратегии.

Предтекстовая стратегия «Ориентиры предвосхищения»

1.      Познакомься с утверждениями в первой колонке таблицы. Заполни вторую колонку, написав «да», если ты согласен с этим утверждением, «нет», если не согласен или сомневаешься.

Текстовая стратегия «Чтение про себя с пометками»

2.      Прочти параграф учебника. Во время чтения возвращайся к утверждениям первой колонки. Заполни третью колонку, написав «да», если ты согласен с этим утверждением, «нет», если не согласен. Подтверждай своё окончательное мнение фразой из текста учебника в четвёртой колонке.

Утверждение

До

После

Подтверждение из учебника

прочтения (да/нет)

Самобытная культура африканских народов является одной из причин устойчивого интереса к африканскому континенту.

 

 

 

Деревянная скульптура Африки прежде всего представлена идолами языческих богов.

 

 

 

Для африканской скульптуры не характерно разноцветие.

 

 

 

Мастер, создающий маску, подписывает её своим именем.

 

 

 

Согласно легенде догоны, преследуемые противниками, были съедены крокодилами.

 

 

 

Африканцы используют в изготовлении масок гвозди, обломки ножей, стёкла.

 

 

 

Мастера деревянной скульптуры не стремятся к портретному сходству своих произведений с моделью.

 

 

 

Традиционно маску покрывают патиной – густой масляной краской.

 

 

 

Скульптуры Бенина в отличие от Ифе высекаются из чёрного камня – гематита.

 

 

 

Текстовая стратегия «Вопросы после текста»

3.      Составь вопросы к прочитанному тексту и напишите ответы на них.

 

Вопрос

Ответ

Кто?

 

 

Что?

 

 

Почему?

 

 

Когда?

 

 

Где?

 

 

Как?

 

 

Зачем?

 

 

Какой (ая,ие,ое)?

 

 

…………….

 

 

Эта стратегия может быть совмещена с технологией КСО, когда на сформулированные вопросы отвечает напарник. Таким образом осуществляется переход от внешнего контроля со стороны учителя к взаимоконтролю учащихся и самоконтролю читателя.

 

1.1.3. Пути реализации творческих способностей обучающихся  средствами информационно-коммуникационных технологий

Использование ИКТ на уроке само по себе представляет эффективный инновационный метод, который позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным, индивидуальным, интерактивным. Для всех методик характерен учет такого важного требования к процессу обучения, как оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Создатели методик стремятся разделить функции, которые выполняет компьютер. Так, в качестве учителя компьютер выступает в роли источника учебной информации; наглядного пособия; средства контроля. Функции компьютера как рабочего инструмента заключаются в помощи при подготовке текстов, совершении вычислений и др.

Определяющей тенденцией современного образования является интеграция наук, системный подход к изучению мира, основанный на использовании новейших технических средств и информационных технологий. Сегодня в учебном процессе активно используются новые технологии обучения: информационные - использующие компьютер в качестве средства обучения, мультимедийные - при которых компьютер является вспомогательным инструментом, медийные - предполагающие привлечение аудио и визуальных средств. Использование таких технологий - необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. Виртуальный мир близок и интересен современному школьнику, поэтому работа над созданием слайд-фильма, презентации или сайта по предметной тематике выполняется с желанием, большой заинтересованностью и способствует актуализации знаний, расширению культурного пространства ученика. Кроме того, творческие задания с использованием информационно-коммуникативных технологий помогают развитию многих общеучебных навыков: отбора материала в соответствии с темой и целью, сравнительно-сопоставительного анализа, группировки материала, публичной презентации результата работы. Разработка собственных учебных медиаматериалов дает дополнительную возможность учащимся активно добывать знания, мобильно использовать полученные ранее навыки из разных сфер деятельности, реализовывать свой творческий потенциал.

Одна из форм работы в этом направлении - проектная деятельность по созданию предметных медиаматериалов: презентаций, видеофильмов и видеофрагментов. Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Работая над проектом, ученик привлекает все доступные медийные средства: компьютер, видео- и аудиотехнику, Интернет. Использование разнообразных источников информации, часто требующих сопоставления и подтверждения, стимулирует ученика на более осмысленное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать необходимую информацию. Медиаресурсы, несомненно, предлагают множество интереснейшего материала, который может использовать ученик. Это дает одновременно огромные возможности, но и создает определенные сложности: главная из которых выбрать необходимый объем материала и грамотно скомпоновать его. К примеру, творческое задание по искусству в 8 классе к заключительному уроку раздела «Искусство открывает новые грани мира» заключается создании видеоролика на тему «Красота Земли», в котором учащиеся раскрывают пейзаж или явление природы через синтез литературы, музыки и живописи.


1.2. Анализ эффективности созданных условий развития познавательных умений и реализации творческих способностей.

Анализ эффективности созданных условий  развития познавательных умений проводился по нескольким критериям.

1.2.1. Анализ результатов диагностики уровня развития познавательных умений.

Цель анализа: выявить уровень развития познавательных умений.

Задачи:

- определить уровень владения умениями: извлекать информацию, перерабатывать ее, представлять в разных формах;

- выявить и оценить динамику развития познавательных умений;

- наметить управленческие решения по регулированию и коррекции работы по данной проблеме.

Объект исследования: оценка внутреннего и внешнего контроля  уровня развития познавательных умений.

Предмет исследования: условия, стимулирующие уровень развития познавательных умений.

Гипотеза: систематическая диагностика условий, стимулирующих и препятствующих развитию познавательных умений, способствует оперативному регулированию данной проблемы в деятельности учителя и обучающегося.

Методы исследования: тематические проверочные работы (приложение 1,2) наблюдение.

Методика обработки результатов.

1.     Оценить каждый показатель по системе баллов:

 2 – оптимальный уровень, 1- достаточный уровень, 0-критический уровень

2.     Завести итоги в таблицу.

3.     Подсчитать количество обучающихся по каждому уровню развития.

4.     Построить диаграммы по результатам исследования.


Диаграмма 1

 

Уровень развития познавательных умений в 8-х классах (декабрь 2014)

Сравнительный анализ уровня развития познавательных умений в 6 и 7 классах свидетельствует, что наблюдается положительная динамика за полгода. Промежуточный контроль к концу 2 триместра показал рост умения извлекать информацию из прочитанного текста у 20% учащихся. (диаграммы 2,3)

Диаграмма 2.

Диаграмма Google

 

 

Диаграмма 3.

Диаграмма Google


Задания, рассчитанные на поиск, отбор, первичную обработку информации учащиеся 6А и 6Б классов выполняют качественно (диаграмма 2). Вместе с тем следует отметить, что на оптимальном уровне задания выполняют менее 30% обучающихся, а потенциал классов выше, поэтому необходимо находить новые пути решения данной проблемы, использовать другие технологии. Одной из таких технологий является «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов).

                            1.2.2. Анализ качества обучения

За два года работы в МАОУ-Гимназия № 47 в межаттестационный период все учащиеся освоили обязательный минимум по образовательной программе искусство и МХК (100% успеваемость). Качественные показатели обучения в сравнительном анализе по триместрам выросли на 10%. Считаю, что это свидетельствует об определенной системе в педагогической деятельности, способствующей повышению интереса к урокам предметной области «искусство».

  Диаграмма 4

Сравнительный анализ качества обучения искусству и МХК


Эффективно-организованное обучение отразилось не только на качестве образования, оно во всех классах стабильно высокое от 73% до 100%, но и на активизации познавательной и исследовательской деятельности.  В межаттестационный период мои учащиеся стали призерами олимпиады муниципального уровня (таблица 1).


1.3.         Индивидуальные достижения обучающихся

Таблица 1

Индивидуальные достижения обучающихся

в олимпиадах муниципального уровня

год     

ФИО учащихся

Уровень олимпиад 

Класс

Результат

2013

Шелягина Алина

Муниципальный

8

Призер

Лепёхина Юлия

Муниципальный

8

Призер

Максимова Лада

Муниципальный

8

Призер

Филиппова Диана

Муниципальный

11

Призер










В межаттестационный период мои ученики принимали активное участие в защите исследовательских работ, рефератов в гимназическом Форуме наук, муниципальной научно-практической конференции, становились призерами выше указанных мероприятий.

Таблица 2

Индивидуальные достижения обучающихся

 в научно-практических конференциях различного уровня

 

год       

ФИО учащихся

Уровень НПК        

Класс

Результат

2014

Ширинкина Анна

Гимназический Форум науки

8

Победитель

Белова Полина

9

Призер

Мачехин Никита

6

Призер

Байдина Ульяна

7

Номинант

2015

Ширинкина Анна

Муниципальный (район)

8

Призёр


Таблица 3

Индивидуальные достижения обучающихся в творческих конкурсах

год     

ФИО учащихся

Уровень/конкурс   

Класс

Результат

2010

Алимова Елена

Муниципальный конкурс проектов молодёжной социальной рекламы

9

Призер

2013

Группа учащихся

Гимназический фестиваль дидактический театров

2

Победитель

2014

Зварыгина Александра

Муниципальный  конкурс чтецов «День белых журавлей»

3

Призёр


















Comments